Статьи

Авторские статьи детского психолога, педагога дошкольного образования высшей категории, директора детского клуба «Мультик» Ирины Юрьевны Знатновой

Как вам видится завершение этой фразы? У каждого свой рецепт. Но в основе любого рецепта – интенсивное развитие, целенаправленная активность. Успех приходит, когда мы развиваемся умственно, физически, личностно, нравственно или творчески.

Когда, например, мы говорим о спортивных достижениях, само собой подразумеваем, что надо заниматься с детства. Но редко задумываемся о том, чтобы достичь высот в интеллектуальных, творческих направлениях или просто стать успешным, также надо начинать с раннего детства.

Вы наверняка не раз думали: «Вот если бы у меня в детстве было …, я бы достиг гораздо большего, нежели имею сейчас». Ведь успехи в интеллектуальном, творческом плане дают не только самореализацию, социальный статус, личностный рост, но и определенный уровень материального благополучия.

Может вы, будучи взрослым, вкладываете в себя все необходимые ресурсы, и постепенно продвигаетесь по пути успеха? Медленнее конечно, но лучше так, чем никак.

А возможно вы счастливый человек и вами с раннего детства занимались родители, у вас есть все необходимые личностные, интеллектуальные и творческие ресурсы. Вам не нужно создавать базу, она сформирована у вас в детстве. И тогда вы максимально успешны: вы двигаетесь вперед, легко преодолеваете препятствия и достигаете самых смелых целей. И своим детям вы стремитесь дать все то, что сами получили, и еще больше, ведь современный мир постоянно меняется.

А что необходимо развить в ребенке с детства для будущих успехов?

Обратимся к рейтингу самых доходных и востребованных профессий.

По данным журнала «Карьера»

Программист, администратор сети
Юрист, адвокат
Аудитор
По данным сайта «Учеба.RU» лидерами спроса также являются IT-специалисты (компьютерщики). Их среднемесячный доход составляет $700- $4000 в зависимости от квалификации специалиста.

Вот какие требования предъявляют к специалистам: специализированное в\о, опыт, аналитический склад ума, системное мышление, быстрая обучаемость, коммуникативные и организаторские способности.

Иностранные компании, как правило, платят больше российских. В списке их требований к кандидатам – свободное владение английским языком.

Человек, рождаясь, не имеет «готового» мышления. У ребенка есть задатки. Собственный опыт он сможет приобрести, став взрослым. А вот фундамент аналитического склада ума, базу для формирования системного мышления, увлекательное овладение английским и активная коммуникативная позиция развиваются интенсивнее всего только в детстве, у ребенка закладывается мощная основа умственного развития и будущих интеллектуальных побед. Мышление формируется в раннем и дошкольном детстве, т.е. с 1 года благодаря воспитанию и обучению. Для полноценного развития мышления необходимо именно своевременно, вовремя начать развивать малыша. Английский язык легче освоить в 3-7 лет, нежели во взрослом возрасте. Всем известно, что в случае эмиграции семьи заграницу, дети первыми осваивают новый язык. Это происходит благодаря особой языковой восприимчивости у детей.

Все понимают, что современная государственная система образования (дет. сады, школы) в силу разных причин не берут на себя задач глубокого комплексного развития и обучения детей, а ограничиваются самым минимумом. И наивно ожидать от детского сада конкретных результатов, например, что вашему ребенку разовьют логику, творческое мышление или научат говорить по-английски.

Функцию всестороннего комплексного развития и обучения детей обеспечивают клубы, студии и центры дополнительного образования.

Только вы решаете, что и когда развивать. И как…

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Представьте…

Выключается свет. Начинают сверкать звезды. Нас окружают звуки космоса. И откуда ни возьмись появляется настоящий звездочет! Он зажигательно рассказывает о космосе, планетах, космонавтах и многом другом…

Так дети узнают об окружающем мире.

Звездочет приглашает в космическое путешествие на супер ракете. Но где же ее взять? Ракета спрятана. Путь к ней изложен на плане-схеме. И найти ракету можно лишь точно двигаясь по специальной карте.

Так ребята развивают логическое мышление.

Немного смекалки, памяти и звездочет усаживает друзей в летательный аппарат. Что за дела? Ракета не взлетает! И так и сяк ее включают, не работает. Тут звездочет вспоминает, что топливная система здесь волшебная. Заправляется ракета разноцветными кристалами и достает их из кармана своего звездного плаща. Цифра указывает сколько всего нужно заправить кристалов в ракету. И два бака стоят. Цифра «5» — это легко! В один бак звездочет кладет 3 кристала. А вот сколько в другой не поймет никак. Если «5» должно быть в двух баках. И в одном «3», то в другом должно быть?…

Таким образом дошкольники закрепляют счет, цифры, состав числа из двух меньших.

С заданьем справились и, наконец, ракета полетела. Космические приключения, чувство невесомости, смешные происшествия и вот… в компании звездочета все оказались на Луне. Жители этой планеты Лунатики – очень забавные и добрые. Звездочет предложил подарить им что-нибудь наше земное. В ракете оказались только карточки слов. Прочитанное слово на волшебной карточке прямо на глазах превращалось в реальный предмет.

Так Лунатики собрали целую коробку подарков с планеты Земля,

а дети упражнялись в прочтении разных слов.

Космическое путешествие продолжается. Впереди новые планеты. Снова взлетаем…

Мы описали лишь фрагмент занятия в группе старших дошкольников в детском клубе «Мультик».

Таким образом мы встраиваем образовательные цели в увлекательную игру, где каждый раз все по-новому: новые сказочные герои, новые путешествия и приключения, новые задачи.

В одно занятие входят задачи по:

? Чтению
? Математике
? Развитию речи
? Логике
? Письму
? Психологии общения
? Окружающему миру
Содержание и сюжет занятий изменяется в соответствие с возрастной группой. Для детей 1-3 лет сказочные персонажи в сюжете занятия маленькие. А дети от 3,5 до 7 лет встречаются с настоящими героями мультфильмов и сказок.

В основе нашей работы программы, рекомендованные Министерством образования РФ, т.е. фундаментальная наука, а также используются современные новейшие методики и собственные разработки из опыта.

Занятия за столами и у доски в нашем клубе тоже проводятся, так как они постепенно формируют у дошкольников навыки учебной деятельности. Но очень осторожно, дозировано, с учетом всех требований к построению учебного процесса. Ведь главное в дошкольном возрасте — развивая и обучая, сформировать ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ и ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЗАНЯТИЙ.

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Все больше и больше родителей приводят детей в детский клуб. Чего хотят родители, приводя малыша на занятия? Поговорим об этом с директором детского клуба «Мультик» Ириной Юрьевной Знатновой.

— Чего хотят родители, приводя ребенка в детский клуб?

— Каждый родитель хочет, чтобы благодаря грамотному развитию их ребенок был лучше всех!

— Что вы имеете в виду?

Чтобы ребенок читал, считал, красиво говорил, рассуждал, легко общался как с детьми, так и со взрослыми. Т.е. по возрастному развитию не отставал от своих сверстников, а лучше опережал бы их.

Хотят обнаружить и максимально развить таланты и способности своего малыша.

Хотят, чтобы сын или дочь были успешны в дальнейшей учебе и в жизни.

— А что вы делаете для этого?

— В детском клубе «Мультик»:

1. используются только современные и качественные программы, методики, технологии, авторские разработки, в основе которых программы, одобренные и рекомендованные Министерством образования РФ.

2. работают талантливые педагоги с богатым опытом работы. Причем каждый имеет свой собственный подход к детям.

3. при всей внешней легкости и игривости в основе нашей работы серьезный методический процесс.

— Что это значит?

-Учитываются все требования построения дошкольного образовательного процесса . А именно:

*строго рассчитана умственная нагрузка (точно по возрасту ребенка)

*правильно подобраны методы и приемы обучения и развития с учетом занятия, возраста и индивидуальности ребенка.

*гармонично чередуются разные виды активности детей (за столом, на ковре)

*ознакомление с новым материалом и закрепление пройденного планируется в соответствии с задачами и возрастом.

*индивидуальный подход к каждому ребенку и мн. др.

— А чего хотят дети?

— Дети хотят играть друг с другом, жить в сказке, демонстрировать всем свои способности. Т.е. каждый ребенок мечтает оказаться в сказке. Встретится с настоящими героями любимых мультфильмов. Отправиться на корабле с самим Лунтиком. Или побывать в гостях у Смешариков и найти друзей.

— А вы умеете совмещать развивающие цели с желаниями детей?

— Наш клуб так и называется «Мультик».

1. у нас полностью игровая форма обучения

2. сказочная обстановка игровой и учебной зоны.

3. мультсюрприз на каждом занятии.

— Что значит мультсюрприз?

— Это когда сказочный персонаж (аниматор) приглашает ребят в путешествия.

—А как в игре научить ребенка, например, читать?

-Можно по-разному. Один из способов в нашем клубе такой…

Представьте… Сказочный остров посреди голубого океана. Искрящийся на солнце золотистый песчаный замок. В замок тот волшебный попадают наши любимые сказочные герои. Это забавный котик, удачливый слоненок, находчивый щенок и др. С нашими друзьями происходят невероятные приключения, они снова и снова попадают в разные переделки.

— Они живут в книге по чтению?

-Нет. Они существуют в настоящей песочнице в нашем мультяшном клубе.

-На сказочном острове бушует волшебный фонтан. Сюда приходят добрые звери и поют свои необычные песенки.

— А как же дети учатся читать?

-Легко и незаметно. У героев есть тайные знаки (буквы). Но весь секрет в том… Впрочем приходите в детский клуб «Мультик» и сами все увидите. У нас есть пробные занятия, записаться можно по телефону: 272-66-36 или 223-09-85.

Сергей Самарский

Газета «Наши дети: развиваем & обучаем».

Летний сезон: ПЕСОК и ВОДА!!!

Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу и на солнышко гляжу…

Все мы с нетерпением ждем лета! Теплого песочка на пляже, приятной водички. Скорей бы!

Да, песок и вода обладают действительно волшебными свойствами. Они стабилизируют эмоциональное состояние, развивают фантазию, привораживают и взрослых, и детей. А в детском клубе «Мультик» песок и вода используются еще и как средства обучения и развития.

Например, в настоящей песочнице круглый год разворачиваются приключения, герои которых учат с раннего возраста читать. А в 2010 году для детей 2-4 лет в рамках летней программы разработан авторский курс «Математика в воде», где дети, играя с водой, получают математические представления.

Вот представьте…

В морских глубинах, где царят красота и тайна, есть сказочная школа. Здесь можно посчитать волшебные цветные кристаллы. Считая, можно услышать: «Ой, меня пропустили!», «А меня посчитали 2 раза» так говорящие кристальчики оттачивают навык счета у малышей.

Здесь морские обитатели плавают в одном классе, хищники и растительноядные дружат, играют и путешествуют. Именно в этой морской школе и познакомились важный и основательный краб, мечтательный и симпатичный кальмар, красавица и кокетка морская звезда. Немного ворчливая и временами недовольная морская черепаха и смелый и решительный скат. В своей школе они вместе с ребятами учились считать, узнавать цифры, сравнивать количество и размер предметов, и многое другое. А домики у наших друзей очень необычные. Вот, например, у краба круглый, а у ската квадратный и двери открываются и закрываются чудесным способом. Так дети вместе с морскими животными беззаботно играли, учились, возвращались домой, пока море не постигло глобальное загрязнение. Тут-то и пригодились математические знания и умения. Спасение моря зависело от того, смогут ли дети помочь морским жителям отличить узкие ворота от широких, найти короткий мост и пройти по нему, смогут ли подобрать цифры и посчитать. Вместе с героями дети знакомятся с понятиями пространства и время. Учатся определять право, лево, верх, низ и т.д.

Каждое занятие курса «Математика в воде» открывается каким-то приключением морской пятерки, встречей с новыми друзьями, интересными путешествиями. Чем старше дети, тем насыщеннее сюжет игры и сложнее математическое содержание. А главное, что учебный материал дети воспринимают легко и незаметно, как просто игру или сказку!

Помимо математических представлений, ребята, конечно же, еще и тренируют память, речь, мышление, навыки эффективного общения и получают экологические знания.

Дети узнают много необычных фактов начиная от простого, например, что краб передвигается боком, а морская звезда ползает по самому дну моря до более интересного, таинственного и загадочного.

Ирина Юрьевна Знатнова
детский психолог, дошкольный педагог
директор детского клуба «Мультик»

Кто изобретает полезные вещи? Кому нужны изобретения? Для чего нужны изобретения?

Вещи, без которых мы сегодня не можем представить свою жизнь, когда-то были изобретением. Например, авторучка, стиральная машинка, телефон, компьютер и т.д.

Думаете, чтобы изобрести что-то новое, нужно обладать природными талантами, какими-то уникальными способностями? Отнюдь, нет. Достаточно просто развивать свое творческое мышление. Не верите? А давайте прямо сейчас что-нибудь новое придумаем. Называйте любой предмет, который нам необходим в обычной жизни, и мы его изобретем в новом качестве. Это может быть ручка, зубная щетка, чайник, стул и все, что угодно. Предлагаю придумать новую ручку. Чтобы ее купили, она должна быть какой-то необыкновенной, полезной в использовании, привлекательной. Она должна понравиться людям! Называйте любые предметы природного или рукотворного мира. Поразнообразнее только… Жаль, что ваши слова я сейчас не слышу, поэтому спросим у окружающих людей по 1 слову. Подушка, звезды, роза, цыпленок, холодильник, лампа, вода, радуга, солнце, окно, сок, зеркало, вишня… Какие вам слова кажутся самыми интересными? А теперь выберем 2-4 предмета, рассмотрим их свойства и что-то применим в изготовлении новой ручки. Возможно то, что мы сейчас придумаем, уже есть. Ведь прогресс — стремителен. В таком случае вы узнаете секрет, как это было создано. Посмотрим свойства солнца, окна, сока и цыпленка.

Ручка-солнце Солнце светит. Здорово, если в ручке будет встроен маленький фонарик, который сможет освещать в темноте. Это пригодится, когда нужно записать что-нибудь в блокнот при полной темноте или посветить под капот машины .

Ручка-окно В окно мы можем видеть погоду, других людей, детей. Если бы можно было смотреть в ручку и видеть, как проходят переговоры в офисе, или чем занят ребенок вдали от дома, или скоротать время влюбленным друг без друга. Это станет возможным, если встроить в ручку вебкамеру.

Ручка-сок Свойства сока: полезный, натуральный, ароматный, вкусный, фруктовый… А как можно сделать обычную ручку полезной? Она может быть изготовлена из натурального дерева с массажным устройством для рук. В ней может быть флакончик с эфирным маслом. Тогда ручка станет не только ароматной, но и польза ароматерапии от заболеваний, для настроения. Ручка-нож или отвертка будет полезной для мужчин. А фруктовой она станет, если в колпачок вставить фруктовую конфету, тогда ребенок с удовольствием сядет за уроки, совмещая приятное с полезным.

Ручка-цыпленок Цыпленок маленький, желтенький, пушистенький, с ним можно играть. Это свойство в ручке может очень понравиться малышу. Представьте, ручка в виде игрушки цыпленка. Взрослым писать, а детям играть. Особенно это пригодится в ожидании взрослых, когда ребенку нечем себя занять.

Все примеры нуждаются в технической доработке. Это только первый этап работы над изобретением. Просим вас не фокусироваться сейчас на техническом исполнении идей. Эта доработка проходит на следующих этапах создания нового продукта творчества.

«Вот здорово!» — подумает кто-то. «Вот чушь какая!» — кто-то скажет. От «чуши» до «здорово» один шаг. Нестандартное мышление в жизни позволяет не только придумывать что-то новое, но и принимать креативные решения, выходить из трудных ситуаций, как на работе, так и в семье.

Лучшие изобретатели – это дети! В детском клубе «Мультик» с 4,5 лет в основную программу обучения включена работа по развитию творческого мышления. Одна из использованных технологий – ТРИЗ. Мы сейчас описали лишь 1 метод, метод фокальных объектов, когда выбирается предмет, который будет в фокусе исследования. К нему приписываются свойства 2-4 предметов, казалось бы, не связанных с ним по смыслу. А дальше… полет фантазии! Можно сделать обычный предмет в новом качестве, т.е. необыкновенным. В такую игру и вы можете поиграть со своим ребенком в свободное время.

Результаты творческого мышления дают потрясающие результаты!

Возможно, именно ваш ребенок чуть позже подарит человечеству новое изобретение в виде какой-то очень полезной вещи, а себе материальное благополучие, славу и уважение!

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Мой ребенок уже читает! Под этой фразой каждый родитель подразумевает свое. Кто-то под умением читать имеет в виду беглое чтение достаточно сложного по содержанию текста из книги с соответствующим размером букв. А кто-то самостоятельное соединение ребенком двух букв из магнитной азбуки. Например, «АУ!» А что вы подразумеваете под умением читать? Развитие ребенка без хорошего навыка чтения всегда будет неполным. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. Существуют разные ступени навыка чтения:

  1. Чтение слог+слог. Это когда ребенок читает по слогам.
  2. Чтение слог+слово. Это когда ребенок читает по слогам, а некоторые короткие слова целиком.
  3. Чтение слово+слог. Это когда ребенок читает целыми словами, а по слогам лишь трудные слова.
  4. Чтение слово+группа слов. Ребенок читает бегло.

Самой ответственной является 1 ступень, когда ребенок делает открытие и узнает, как получается слог, слово из отдельных букв. Здесь главное — привить ребенку интерес и удовольствие от чтения.

Для этого нужно пораньше начать, правильно выбрать методику и построить обучение максимально интересно для ребенка. Какую методику обучения чтению выбрать?

АЗБУКА

В этом методе каждая буква подкрепляется картинкой. А-арбуз, Б-батон и т.д. Для запоминания букв метод хорош, но для чтения не подходит. Батон-арбуз-батон-арбуз=баба. Как из батонов и арбузов получается слово «баба»? Так же нельзя ребенка учить читать по названиям букв. Например, эм, эр, эл и т.д. или мэ, рэ, лэ. Посмотрите, как при первом варианте ребенок прочитает слово «МАМА» эмаэма, эма-эма какая-то! А при втором варианте мэамэа, это слово близко не стояло со словом МАМА. Приходилось наблюдать, как родители злятся, что чадо не улавливает такой принцип чтения. А разве его можно уловить? Каждый звук должен произноситься без призвука. М, а не ЭМ или МЭ.

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ Г. ДОМАНА

Когда ребенку в быстром темпе предлагается запомнить целые слова и предложения. Если букв в русском языке только 33. А слов и предложений? Метод развивает внимание и память, но не формирует навык чтения. Малыш не читает, а заучивает. Доман — американский ученый и его метод приемлем для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения. А вот для русского абсолютно не подходит в связи со сложной системой окончаний. Например, слово «книга» в любом предложении останется неизменным.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Это когда ребенок учится запоминать сразу склад, т.е. сочетания букв. Зайцев придумал разместить склады на кубики и таблицы. Снова вопрос: что ребенку легче запомнить 33 буквы и 1 принцип их слияния или 236 складов? При этом метод лишает ребенка возможности сделать открытие, как одна буква сливается с другой. Это приводит к тому, что дети, научившись читать по этому методу, проглатывают окончания, не могут разобраться в составе слова, что необходимо в школе (ведь они привыкли делить его только на склады и никак иначе)

Несмотря на это, метод Зайцева неплох для левшей, детей с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера, у которых трудности с аналитическими навыками.

БУКВАРЬ

Это традиционный способ обучения, которым учатся читать дети в школе. Это когда ребенок соединяет отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. При этом знакомство с буквами и обучение чтению идет параллельно. Когда ребенок запомнит все буквы, он уже станет хорошо читать. Большинство педагогов и родителей, попробовав по очереди разные методики, все равно возвращаются к доброму, букварному принципу. Этот принцип отлично подходит для правшей. Но как усадить ребенка за букварь, как превратить эти занятия в игру? Просто, если это делают именно дошкольные педагоги.

В клубе «Мультик» дети учатся читать традиционным способом, но не с букварем, а с игровыми персонажами: игрушками из песочницы, куклами из кукольного театра, аниматорами, переодетыми в мультгероев.

А чтобы ребенок перешел на 2, 3 или 4 ступень навыка чтения используются специальные приемы, а также развивается внимание, память, мышление, самоконтроль и мн.др.

Детский клуб «Мультик» предлагает экспресс курсы по обучению чтению.

Знатнова Ирина Юрьевна
директор детского клуба «Мультик»
детский психолог, дошкольный педагог

Для ребенка очень важно и полезно время, проведенное с родителями. А если это время использовать еще и для развития умственных способностей ребенка, тогда – двойная польза!

Мы расскажем о простых и доступных играх для детей дошкольного возраста, которые очень ценны своим развивающим эффектом. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Главное – вы сможете играть вместе с ребенком в любом месте. Все предложенные игры подходят для детей любого возраста: для младшего возраста нужно упростить игру, а для старшего — усложнить.

1. «Магазин»

Дома или на улице устройте магазин. Продавать можно «продукты», игрушки, книжки и мн. др. Палочки, листочки, камушки заменят продукты. Взрослый дает поручение ребенку купить книжку, собачку, ведерко, карандаш, а ребенок должен запомнить все, что нужно купить и приносит. Количество покупок можно увеличивать до 10. Взрослый говорит 1 раз, ребенок запоминает. Ребенок может быть в роли продавца, родителя, покупателя.

2. «Скажи наоборот»

Взрослый говорит ребенку слово, а ребенок говорит слово наоборот. Например, взрослый говорит: «большой», а ребенок «маленький» Огонь – вода, веселый – грустный, легкий – тяжелый, лето – зима, день – ночь и т.д.

3. «Назови, одним словом»

Взрослый говорит ребенку 3-5 слов, принадлежащих к одной группе. А ребенок должен назвать все одним словам. Например, взрослый перечисляет: морковь, картофель, свекла, огурец. Ребенок говорит: овощи. Рубашка, шорты, майка – одежда; тигр, лев, волк – животные и т.д.

4. «Чем похожи, чем отличаются»

Взрослый предлагает ребенку найти сходства между предметами или явлениями природы. Говорит: «чем похожи: кошка и птичка?» Возможные варианты: и кошка, и птичка едят, ходят, одинаковым цветом, и кошка ходит по крыше и птичка и т.д. Нужно поощрять ребенка находить как можно больше вариантов. Затем предложить подумать, чем они отличаются. Например, птичка летает, кошка нет; у птички клюв, у кошки нос и т.д.

5. «Посмотри и назови»

Ребенку предлагается назвать все предметы в комнате круглой формы, затем все зеленого цвета, потом назвать все деревянные предметы и т.д.

5. Фотоаппарат»

Ребенку предлагают «превратиться» в фотоаппарат, который все фотографирует. Взрослый на полу или столе раскладывает несколько предметов (5 – 10), ребенок их запоминает, «фотографирует». После этого взрослый накрывает предметы салфеткой, а ребенок вспоминает, что он видел. Затем взрослый убирает салфетку, и ребенок проверяет, все ли предметы он назвал.

6. «Путаница»

Взрослый говорит ребенку разные правдивые и неправдивые фразы, стремясь запутать его. Например, Собака зеленого цвета ест мясо. Или, Рыбы дышат жабрами и плавают в воде. Ребенок должен распутать. Если так бывает, он соглашается, а если нет, говорит «неправда». В этой игре поощряется смех.

7. « Чем это может быть?»

Взрослый предлагает ребенку подумать и назвать как можно больше способов использования: консервной банки, палочки, пуговицы, колечка, трубочки и т.д. Например, палочка может быть ложкой, мостиком, стволом дерева, частью корабля, к которому крепится парус и т.д.

8. «Чей домик?»

Взрослый называет домик, а ребенок отгадывает, чей он. Например, улей – домик пчелы, логово — волка, берлога – медведя, яйцо – невылупившегося цыпленка, гнездо – птицы и т.д. Взрослый говорит, что домом можно назвать то, где кто-то или что-то находится. Например, кастрюля, чей дом? (супа) А шкаф? (одежды) и т.д.

9. «Кто я?»

Взрослый «превращается» в кого-то или что-то, а ребенок отгадывает.

Взрослый рассказывает «Я железный, у меня 2 колеса, руль. Я нужен для перевозки людей, грузов и т.д. Кто я?» Ребенок отгадывает «велосипед». Затем ребенок «превращается».

10. «Что лишнее»

Взрослый предлагает ребенку 3-4 слова, одно из которых не связано с остальными. Просит ребенка назвать какое слово лишнее. Например, солнце, луна и блин. Лишним может быть блин, потому что он не относится к природным явлениям. Или луна, так как солнце и блин всегда круглой формы, а луна не всегда. Главное, найти больше вариантов исключения лишнего. Взрослый и ребенок меняются ролями. Побеждает тот, у кого ответов больше.

11. «Ищем выход из трудных ситуаций »

Ребенку предлагаются проблемные ситуации, а он находит способы выхода из них. Например, слону нужно переправиться через реку, а он не умеет плавать. Или: Птенец вывалился из гнезда. Рядом гуляют кошки. Как спасти его. Трогать руками малыша нельзя и т.д.

12. «Да и нет, не говорите»

Взрослый задает ребенку вопросы, ребенок, отвечая на них, не может говорить слова «ДА» и «НЕТ». Взрослый провоцирует ребенка именно на эти ответы. Например, Ты мальчик? На тебе сейчас черные брюки? И .т.д.

13. «Кто больше сочинит»

Ребенок и взрослый подбирают рифмы к словам. Например, огурец – молодец, цветок – платок, шишка – мишка и т.д.

Выигрывает тот, кто больше рифмовок сочинил.

14. «У нас в мешке»

Взрослый и ребенок поочередно называют слова. Прежде чем назвать свое слово, нужно вспомнить все слова, которые «в мешке». Например, взрослый начинает: «У нас в мешке газета» Ребенок продолжает: «У нас в мешке газета и конфета» Снова взрослый: «У нас в мешке газета, конфета и кошелек» и т.д. Игра продолжается пока в мешке не будет 20 предметов.

Помните, что ребенка необходимо постоянно хвалить, это развивает уверенность в себе, повышает самооценку, формирует стратегию достижения успеха.

Успехов вам в воспитании детей!

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Как в социальном плане развивать детей?

В каком возрасте ребенку необходимо иметь обязанности по дому, уметь пользоваться деньгами или уметь поддерживать дружеские отношения?

Ответить на эти и другие подобные вопросы вызвались психологи, которые выдвинули модель социальной компетенции. Что же это такое?

Социальная компетенция — равновесие между задачами, требованиями к ребенку, предъявляемыми обществом и его умениями и навыками.

Обязанности и задачи развития

1. Умение считаться с другими
4-6 лет умение спросить у другого, договориться со сверстником, обратиться за помощью, не мешать другим.

6-8 лет уметь планировать свои действия на основе интересов другого, уметь договариваться.

8-10 лет иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений другого, уметь поддерживать отношения.

10-12 лет уметь считаться с другим и адекватно реагировать на другого.

2. Независимость
4-6 лет уметь занять себя

6-8 лет иметь самостоятельное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими

8-10 лет независимость в своих делах, уметь обращаться за помощью к взрослому в случае затруднения.

10-12 лет самостоятельность в проведении свободного времени, умение планировать свое свободное время.

3. Учеба

4-6 работать на занятиях, совместно с другими детьми в группе и проявлять активность.

6-8 приобретение знаний, умений и учебных навыков в начальных классах.

8-10 умение учиться

10-12 старательно учиться, прикладывать силы и терпение к овладению знаниями.

4. Дружба

4-6 нахождение друга и друзей в группе одного и разного пола.

6-8 поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением друга, уметь делиться с другом, сочувствовать ему.

8-10 уметь самостоятельно решать конфликты и иметь постоянного друга.

10-12 поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками.

5. Ответственность дома
4-6 умение убрать свои вещи и игрушки

6-8 помощь по хозяйству дома и в школе, забота о младших и других членах семьи

8-10 выполнение постоянных обязанностей по дому и трудовых поручений

10-12 помощь по хозяйству дома в «глобальных» делах (ген.уборка, ремонт)

6. Пользование инфраструктурами
4-6 уметь включать и выключать телевизор, магнитофон, телефон (осознанно)

6-8 уметь пользоваться деньгами, знать их ценность, транспортом, телефоном.

8-10 свободное пользование инфраструктурами

10-12 иметь навык пользования инфраструктурами

7. Безопасность и здоровье

4-6 гигиенические навыки и безопасность дома

6-8 безопасность на улице, личная безопасность поведения, безопасность отношения к взрослому

8-10 безопасное умение делать выбор

10-12 уметь предвидеть возможности своих действий и поведения с точки зрения опасности.

Здесь приведены примерные сроки формирования социальных навыков, а точные сроки, когда именно вашему ребенку прививать самостоятельность, решать вам.

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Замечаете, как ваш ребенок кусает других, толкается? Бьет, угрожает, говорит обидные слова?

Как по-вашему, что происходит с ним в этот момент?.. Он злится!

Чувство злости одно из гаммы чувств каждого живущего на Земле. Нет такого человека, который бы не был знаком с чувством злости. Все мы в определенных ситуациях злимся и проявляем это по-разному: кто-то ругается, кто-то сжимает кулаки, а кто-то не подает вида, кто-то задумывает месть…

Что такое агрессия?

Агрессия (в переводе с латинского) – «нападение», воинственная враждебность по отношению к окружающим. Агрессия может быть направлена на человека, животного, предмет, событие и т.д. Может быть видимой или скрытой. Например, взрослый может разозлиться на начальника, а накричать на совершенно постороннего человека; ребенок будет щипать, толкать других исподтишка.

Известно, что любое человеческое чувство имеет положительную функцию для нас. Так, агрессия – это то чувство, благодаря которому человечество выживало на протяжении миллионов лет, ведь злость выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации.

Пожалуй, самое яркое отличие проявлений злости у ребенка и взрослого – дети пока не умеют или плохо скрывают это чувство. Интеллигентные взрослые люди, наоборот, — чаще скрывают, «надевают маску» или пытаются вытеснить чувство злости «разумным» объяснением.

Мы используем 2 основных типа реагирования, когда спонтанно проявляем чувство злости:

· Либо явно ощущаемое раздражение — агрессия начинают проявляться в наших поступках,
· либо эти чувства скрываются за депрессией, отгороженностью от людей, недовольством жизнью.
Но агрессия ребенка – это зачастую не только и не столько нападение, а скорее попытка отстоять собственные права и интересы, а также способ «выпустить пар» — отреагировать напряжение (физическое, эмоциональное, психическое). Детская агрессивность обычно направлена на младших и физически слабых детей, животных, проявляется в играх с игрушками.

Какими бывают проявления агрессии?

Ребенок царапается; отвечает грубо, говорит обидные слова; слишком крепко обнимает другого ребенка, пытаясь завалить; ломает назло постройки; бьет ногой дверь; дерется; щиплет; толкает других; кусается; замахивается; плюется и т.п.

Агрессивность, например, можно увидеть в рисунках ребенка. Он изображает и представляет драки, войны, пожары и т.п. Во всем видит злой умысел.

Если агрессивные мысли, эмоции, действия возникают у ребенка время от времени, и он самостоятельно овладевает этим состоянием, это не рассматривается как нарушение. Настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится частым переживанием ребенка.

Социальная опасность определяется не только частотой его проявления, но и степенью жестокости.

В этом случае требуется особое внимание со стороны родителя и помощь специалиста.

Конечно же агрессивность ребенка имеет свои причины. Например, нам некогда, мы заняты своими делами, ребенку не хватает нашего внимания и он становится агрессивным. Или в ответ на злость ребенка мы сами злимся. Или у нас завышенные требования к ребенку.

А также бывает, что дети ведут себя жестоко и своевольно, подражая кому-то и чему-то.

Агрессивность бывает связана с ощущениями беззащитности у ребенка , ненужности. Бывает причиной разочарования, невозможности достичь цели, в результате чего нарастает напряжение, повышается тревожность и возникает чувство безысходности.

Как реагировать родителям на проявления злости у ребенка?

Примите злость ребенка как чувство, на которое он имеет право.
Ни в коем случае не решайте эту задачу, если сами злитесь. Вы сможете помочь своему ребенку только в случае, если сами свободны от этого чувства.
Надо научить ребенка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемых для жизни в обществе.

Если ваш ребенок проявляет чувство злости лишь в редких случаях, будьте терпеливы и настойчивы. Ребенку нужно осознавать свой гнев, затем отреагировать его. Постарайтесь объяснить, что чувство злости бывает у всех людей и нужно уметь с ним справляться. Научите его способам разрядки. Объяснить, что это не повлечет за собой наказания, что вы его понимаете. Покажите пример.

Техники отреагирования злости:

«Выпусти пар»

Ребенку в момент злости предлагается со всей силы ударить в барабан, в металлический таз или любой другой предмет. Он ударяет столько раз, сколько хочет. Он должен почувствовать, что успокоился, что чувство злости и раздражения выходит из его тела через пальцы рук, а затем через музыкальный инструмент или предмет.

«Салют»

Ребенку в момент злости предлагается разрывать бумагу (газету) на мелкие кусочки и подбрасывать ее вверх. Важно не ограничивать ребенка. Он перестанет рвать, когда успокоится. Эта техника подойдет вам, если ребенок регулярно убирает за собой.

«Мой рисунок»

Ребенку предлагается нарисовать свою злость на бумаге. Не возражайте, если на листе окажутся дырки и каракули вместо рисунка. Так выходит напряжение.

«Выбьем злючку из подушки»

Ребенку предлагается представить, что в подушку забралась злючка. Необходимо ее выбить оттуда. Поощряйте ребенка отреагировать свою злость безопасным способом. Не ограничивайте его. Если волнуетесь за сохранность подушки, выделите ему специальную для этой игры.

Отреагировать злость можно с помощью любого мягкого предмета. Можно использовать образ злючки, а можно обойтись без него.

Еще одним эффективным средством снять напряжение является душ.

Помогите ребенку выбрать способ отреагирования злости в разных ситуациях.

Если он разозлился вне дома, подойдет способ сжимания и разжимания кулачков (несколько раз с силой). Если злость возникла в момент общения с кем-то, можно проговорить свое чувство: «Я злюсь!» или «Я сильно злюсь!!!» Высказанное словами чувство выходит.

Успехов вам!

Если хотя бы один родитель, прочитав эту статью, поможет своему ребенку справиться с агрессией, то моя цель достигнута.

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Если ребенок не занимается в группе, кто-то из родителей подумает «Ему это просто не интересно» или «он сегодня не в настроении», а кто-то всерьез задумается над причиной такого поведения.

Почему дети не занимаются в группе с остальными?

Причин такого поведения может быть много. Разберем наиболее распространенные:

Адаптация. Это период, когда ребенок привыкает к новой , незнакомой ему обстановке. У каждого человека были в жизни такие периоды. Например, устройство на новую работу или поступление в учебное заведение. Новый коллектив, новые правила, новая обстановка зачастую влияют на наше поведение. Привыкание у ребенка, как правило, длится 1 месяц. Не занимавшийся в группе ребенок продолжает посещать групповые занятия и постепенно адаптируется, а примерно через месяц занимается наравне с остальными.
Особенности семейного воспитания. Зачастую не занимаются в группе дети, которых «балуют», т.е. ребенку все можно и от него ничего не требуется. Ребенок возмущен другими правилами группы. Здесь важно объединив усилия педагога и родителей, помочь ребенку стать организованным и успешным в коллективе.
Интеллектуальные особенности ребенка. Мы, родители, любим своих детей любыми, восхищаемся их успехами и способностями. Но случается, что интеллектуальное развитие ребенка немного отличается от возрастной нормы. Ребенок в этом случае не все задания понимает, может не воспринимать некоторую информацию , ему становится некомфортно и трудно включиться в групповую работу. Просто таким детям нужно чуть больше времени и чуть легче задания в начале. Специалисты нашего клуба владеют приемами, позволяющими детям догнать своих сверстников, а иногда и перегнать их.
Темперамент, гиперактивность. Например, детям-холерикам очень трудно усидеть на месте, быть внимательными и сосредоточенными. Педагог подбирает задания и специально для холериков. Посещая групповые занятия, ребенок сначала включается в задания подвижного характера, затем участвует в играх средней подвижности, и наконец, научается работать в спокойном темпе, развивается его внимание и сосредоточенность.
Личностные особенности. Например, необщительность, замкнутость. Такому ребенку трудно заниматься вместе со всеми, ведь ему «неудобно» отвечать на вопросы, задавать их, рассказывать о чем-то. В этом случае педагог подбирает для ребенка несловесные задания, чтобы дать почувствовать ребенку себя успешным и умелым. А постепенно необщительный ребенок начинает контактировать с детьми, педагогом и в итоге проявляет активность на протяжении всего занятия.
Незначительные органические (врожденные) нарушения. Здесь зачастую страдает внимание и усидчивость. Таким ребятам, помимо рекомендаций невропатолога, хорошо подходят игры и задания на развитие внимания и усидчивости. Посещая групповые занятия, ребенок видит как занимаются другие, временами включается в общую работу и постепенно сохраняет внимание все занятие.
И другие причины…

Что делать?

Эта проблема решаема, если ее решать. Чем раньше начать, тем быстрее и легче устраняются такие вещи. Если вовремя начать заниматься, то к школе ребенок научится работать в группе, хорошо читать, считать и многому другому.

Навык эффективного общения в группе – залог будущих успехов ребенка в нашем обществе. Поэтому не стоит страшиться первых не самых удачных попыток, приходите к нам, обращайтесь к нашим специалистам: психологу, педагогу.

Успехов!

Ирина Юрьевна Знатнова
директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, дошкольный педагог

Детские клубы Самары

Сегодня в Самаре много детских клубов, центров, студий раннего развития для детей. Есть ли разница где развивать своего ребенка, как родителям выбрать детское учреждение. Поговорим об этом с директором детского клуба «Мультик» Ириной Юрьевной Знатновой.

Ирина Юрьевна, как родителям выбрать лучшее детское развивающее учреждение для своего ребенка?

Родители выбирают детский клуб по-разному. Кому-то в первую очередь важна программа и методики клуба, кому-то близость от дома и ценовая политика, для кого-то самым главным является мнение самого ребенка.

Каждый руководитель клуба считает свой клуб самым лучшим. Вы, наверное, тоже не исключение?

Безусловно, я считаю «Мультик» — лучший клуб в Самаре.

А чем он отличается от других?

Очень многим. Думаю, главное отличие – это фанатизм в хорошем смысле этого слова, т.е. страстная преданность своей работе. Это выражается в постоянном и неуемном стремлении к улучшательству, создании интересных авторских программ, реализации новых идей и планов. Знаю людей, которые открывают клубы лишь для материальной выгоды, и руководят ими не имея даже педагогического образования и опыта работы с детьми, не говоря уже об искренней увлеченности и жажде к постоянному совершенствованию.

А у вас, Ирина Юрьевна, какой опыт работы с детьми, какое образование?

Вот уже 13 лет я занимаюсь с дошкольниками. Сразу после школы окончила педагогический колледж факультет «Дошкольная педагогика и психология». Затем педагогический университет тот же факультет «Дошкольная педагогика и психология». После получила второе высшее образование по специальности «Психология». Параллельно была непрерывная практика с детьми. Я работала и воспитателем, и методистом, и психологом в детском саду, и частным педагогом с детьми до 7 лет. А с 2004 года работаю в своем клубе. И это для меня не просто работа, это мое главное увлечение, моя жизнь.

А обязательно ли руководителю клуба быть профессионалом своего дела?

Думаю, обязательно. Отсутствие профессионализма и создает ряд проблем, которые на сегодняшний день существуют в системе дошкольного образования. Таких как: работа детских клубов по некачественным программам и методикам, обучение дошкольников «школьными» методами, отсутствие вообще целенаправленного процесса обучения и развития.

Если руководитель дошкольного учреждения по образованию, например, учитель начальных классов он, скорее всего, выстраивает процесс обучения с дошкольниками как с учениками, т.е. не может хорошо владеть спецификой работы с дошкольниками, а тем более видеть весь процесс обучения и развития в системе. На мой взгляд, это равносильно тому, что лечить зубы у окулиста, а корректировать зрение у стоматолога. Вроде и тот и другой врач. У каждого профессионала своя специализация.

Или, например, руководитель клуба учитель — предметник. В Самаре есть такие клубы, интерьер которых напоминает лаборантскую в школе: всюду развешены плакаты с цифрами и буквами, таблицы. Я, как детский психолог и как педагог-дошкольник знаю, что для детей до 7 лет это противоестественная среда. Плакаты по чтению и математике мы тоже эпизодически используем, но они с мультперсонажами и вывешиваются перед детьми только в нужный момент и не все сразу. Развивающая среда должна быть игровая. Вместо таблицы букв на стене – алфавитное дерево с любознательным Вини Пухом, вместо цифровых устрашающих таблиц — волшебный паровозик с цифрами, на котором можно «покататься» и многое другое. В клубе «Мультик» весь учебно-развивающий материал игровой.

А есть клубы в Самаре, которыми руководят вовсе люди, без педагогического образования. Они имеют лишь примерное представление о том, как должна строиться образовательная работа с детьми, полностью опираются на представление сотрудников-педагогов. И надеются, что педагог привнесет качественную программу в их клуб. А если нет? Они не смогут это даже понять. Как они подберут хорошего педагога? А если этот педагог увольняется (всякое в жизни бывает) и приходит другой? Он будет работать по своей программе? С чего начали программу по каждому предмету и на чем остановились, кто-нибудь отследит? Преемственность выстроит? Не думаю. Такие клубы чаще всего не имеют своей программы, процесс обучения носит стихийный характер. Просто чем-то занимаются с детьми.

Мы точно знаем чему обучать \ развивать, для чего, когда и как. В дошкольной педагогике и психологии множество программ и методик, своя специфика работы. У нас четкая программа для каждой возрастной группы, имеющая свое начало и переход на следующую возрастную ступень. У нас квалифицированные педагоги с богатым опытом работы, успешно прошедшие обучение по нашим программам и мы контролируем следование этой программе. Полностью владеем спецификой работы с дошкольниками. Это еще одно наше преимущество.

А какие программы и методики вы используете для работы с детьми?

В основе образовательной программы клуба «Мультик» лежит фундаментальная наука. То есть мы базируемся на серьезных программах, рекомендованных Министерством образования РФ. Так же используем современные методики и собственные авторские разработки дополняющие, но не идущие вразрез с базовыми. Наш ориентир – государственный образовательный стандарт, это как продукты бывают ГОСТ, а бывают ТУ.

А что значит государственный образовательный стандарт?

Это образовательный минимум, т.е. базовые знания, умения и навыки, которые являются обязательными в каждом возрастном периоде. Только достигнув которых, можно идти дальше по программе, и усложнять задачу для детей. Например, считать десятками и\или до 100 можно учить ребят лишь в том случае, если они хорошо владеют операциями с числами от 1 до 10, могут определять какое число больше или меньше и насколько, владеют составом числа из единиц, двух меньших чисел, умеют складывать и вычитать. Знаю, в некоторых клубах учат детей механическому счету до 100 вместо качественного формирования математических представлений. Кстати, скорее всего, они используют методику Зайцева, которую наше Министерство образования не допустило для работы с дошкольниками. В этой программе отсутствуют целые разделы, посвященные формированию математических представлений, и дети, занимающиеся лишь по математике Зайцева, приходят в школу не подготовленными, имеют пробелы в знаниях, зато механически считают.

Или есть детские центры, которые ставят задачу выучить с детьми алфавит. Мы ставим задачу – научить ребят читать.

А разве это не одно и то же? Ведь чтобы читать, нужно знать алфавит.

Мы учим деток читать по традиционной системе, т.е. позвуковым способом, но с помощью своей интересной авторской методики. Помню, к нам ходил мальчик 3,5 лет, его мама все время спрашивала, а почему сын ее соседки уже почти весь алфавит знает (они в другой центр ходили), а ее еще и с половиной алфавита не знаком? Я уточняла, что для нее важнее, чтобы сын самостоятельно читал, или чтобы весь алфавит знал? Выучить алфавит гораздо проще, чем научить читать. Очень обрадовалась мама, когда ее сын через 3 месяца занятий в нашем клубе сам сливал слоги, чуть позже уже хорошо читал слова, а главное с удовольствием бежал в клуб. А сын соседки вот так и не научился читать, но зато демонстрировал окружающим отличное знание алфавита.

Почему детям нравится у вас?

Потому что, что наш клуб — «Мультик». Весь процесс обучения у нас строится на игре. Вы, наверное, слышали про аниматоров, переодетых на занятии в сказочных героев?

Да, я слышал о ваших сказочных героях, которые приходят к детям. Расскажите об этом нашим читателям.

На каждом занятии в нашем клубе проходит так называемый мультсюрприз. Это часть занятия, во время которой случается волшебство и в клубе появляется настоящий Карлсон, Незнайка, Клоун, Мальвина, Красная Шапочка или кто-то другой. Разумеется, аниматор работает только в группах детей с трех лет. Малыши до этого возраста могут насторожиться от появления сказочного персонажа. Для них у нас маленькие персонажи, герои из кукольного театра. Сказочный персонаж побуждает ребят оказать ему помощь, просит выполнить задания, с которыми не может справиться сам или увлеченно рассказывает детям о чем-то познавательном. В мультсюрприз таким образом мы встраиваем образовательные задачи, а дети обучаются полностью в игре, как и положено дошкольникам.

Еще я слышал, вы готовите к выпуску собственную образовательную телепередачу для детей и родителей? Расскажите и об этом.

Это будет ежемесячная передача на каналах ТСМ и ТСМ.ru кабельных сетей Диван ТВ и My box. Каждый выпуск которой, посвящен одному предмету. Например, 1 выпуск будет о том, как научить детей читать. Надеюсь, телепередача будет интересной для детей, т.к. там участвуют сказочные персонажи и все встроено в игру, и для родителей, т.к. будут раскрыты и показаны секретные приемы обучения.

Вы хотите поделиться с родителями, коллегами своими авторскими методиками, программами и секретами? Вам не жалко?

Нет. Я уважаю родителей, которые уделяют достаточно внимания образованию своих детей, уважаю коллег, постоянно ищущих новые качественные и интересные способы обучения детей.

В моих планах так же к сентябрю 2011 года, т.е. к началу следующего учебного года выпустить комплект своей методики обучения чтению, с помощью которой ребята легко и с удовольствием учатся читать. В него войдет: методичка с подробными игровыми сценариями занятий, весь необходимый наглядный материал, аудиодиски и кое-что еще.

Да, творческих планов у вас много. Вы действительно отличаетесь редкой преданностью и любовью к своей профессии. Успехов вам и процветания клубу «Мультик»

Спасибо!

Сергей Самарский

Говорим красиво и правильно

Дошкольный возраст – период бурного развития речи. Как вы понимаете «развитая, красивая речь»?  это когда дошкольник имеет огромный словарный запас, правильно и четко выговаривает звуки родного языка, грамматически верно выстраивает свою речь, может выразительно и последовательно рассказать о чем-то или пересказать текст.  Для чего это нужно?  Развитая речь влияет на формирование полноценной личности.  Такой ребенок легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания, в будущем успешно обучается  в школе.

Поэтому с детьми 2-7 лет работа по развитию речи ведется по 4 основным направлениям:

  1. Развитие словаря, т.е. обогащение словарного запаса ребенка,  создание условий для употребления им в речи новых слов.
  2. Формирование грамматического строя речи, т.е. обучение изменению слов по родам, числам, лицам, временам; построению предложений.
  3. Воспитание звуковой культуры речи, т.е. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, выразительности речи, выработка дикции, культуры речевого общения.
  4. Развитие связной речи, т.е. обучение поддержанию беседы, составлению рассказов и пересказов.

Поговорим о воспитании звуковой культуры речи у детей, в частности о том, как научить ребенка правильно произносить звуки и слова.  Для этого необходимо:  развивать  речевой слух, речевое дыхание и моторику артикуляционного аппарата. Подробнее остановимся на развитии речевого слуха, ведь речь формируется под контролем слуха и ранее развитие слухового анализатора обеспечивает ранее развитие звуковой культуры речи.

Для вас, уважаемые родители,  мы приведем примеры некоторых игр на развитие слуха , в которые вы можете поиграть  с ребенком дома и для которых не требуется  специального наглядного материала:

«Отгадай, что звучало»

Приготовьте игрушки, предметы, которые могут издавать какие-то звуки. Это могут быть: колокольчик, барабан, погремушка, ложки, машинка, лист бумаги, бутылка с водой, банка с горохом и т.п.  продемонстрируйте ребенку звучание каждого предмета, а затем спрячьте все за экран, шторку  или диван.  Постепенно издавайте разные звуки, а ребенку предложите отгадать, что звучит.

«Где погремушка»

Приготовьте погремушку, колокольчик или другой звучащий предмет. Предложите ребенку закрыть глаза и указать рукой в ту сторону, где гремит погремушка. Ребенок с 3 лет может говорить «справа», «слева», «вверху», «внизу» и т.д.

«Солнышко и дождик»

Обозначьте лентой или веревкой  на полу домик.  Предложите ребенку, когда светит солнышко гулять на полянке, а когда пойдет дождь бежать в дом.   Медленно отхлопывайте ритм в ладоши – это солнышко светит, быстро хлопайте – это дождик начался.

«Коробочка  гремит»

Приготовьте три  пары одинаковых коробочек  с разным  наполнением: по одной  чайной ложке манки, гречи, гороха.  Возьмите любую коробочку, погремите ею и предложите ребенку найти  такую же по звучанию. Парные коробочки из комплекта поставьте обратно, коробочки перемешайте.  Игру повторите, предлагая найти пару к коробочке с другим звучанием.

«Дятел»

Предложите ребенку поиграть в дятлов.  Отстукивайте разные  ритмы под столом, как будто это дятел стучит, а ребенок будет повторять за вами ритмы.  Варианты разных ритмов:   *  =  =   *  или

=   =  *   *     или      =   *   *  =    или      *    *   =    =  .  Где    *    удар пальцем,   =    пауза.

Развитие речи – это трудоемкая, комплексная задача, где работа по всем направлениям должна вестись одновременно.  В дошкольной педагогике существует  методика  по каждому разделу:  методика словарной работы,  методика морфологической стороны речи, методика обучения  пересказу и др.  Приходите в детский клуб «Мультик» и вам не нужно будет изучать методики.  У нас  задачи развития речи включены в каждое занятие начиная с годовалого возраста.

Ирина Юрьевна Знатнова
Директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, педагог-дошкольник.

Эрудиция  очень востребованное  качество  в современном мире.  Эрудированному человеку легче учиться, получить желаемую работу, в общении с таким человеком всегда интересно, он поддержит разговор практически на любую тему. Интерес к познанию окружающего мира формируется с дошкольного возраста.  Каждый родитель желает, чтобы его ребенок отличался богатым кругозором.

Кто такие эрудированные дети? Они рассуждают, делают выводы и умозаключения, осмысленно спорят.  Откуда они  «берутся»? Можно ли  воспитать у ребенка  интерес  к познанию окружающего?

Можно, если приложить к этому некоторые усилия.  Предпосылкой к формированию богатого кругозора является детская любознательность, которая выражается в задавании вопросов взрослым. Почему море соленое? Зачем верблюду горбы? Как появляется бумага? И т.д.

Период таких познавательных вопросов начинается примерно к пяти годам, но бывает и раньше. Очень важно взрослым  не упустить это «золотое» время.

А что же конкретно делать  в этом направлении?

Нужно читать познавательные книги детям, рассказывать об окружающем, а самое главное – внимательно относиться к его вопросам. Если игнорировать  вопросы ребенка, отмахиваться от них или откладывать разговор на потом, в какой-то момент ребенок перестанет их задавать.  Догадываетесь, к чему это может привести? Да, к замедлению развития, разочарованию.

Но как ответить ребенку на вопрос, если  ответа родитель не знает? Или в случае, когда шквал разных вопросов, и нет времени на их обсуждение?

Одним из секретов мы с вами поделимся. Можно завести «шкатулку вопросов». Ею может стать красивая коробочка, сундучок и т.п. Туда и будут складываться все вопросы ребенка, оформленные в виде записок. Не забудьте обыграть это, важно чтобы у вашего ребенка загорелись глаза, и появилось сильное желание поиграть в эту необычную игру.  Сообщите, что шкатулка волшебная, что появилась она у вас каким-то чудом, поставьте ее в «особое» место в доме, по секрету таинственным голосом скажите, что все вопросы оттуда будет забирать волшебник, мудрец или фея знаний, например. Кладите вопросы, произносите заклинание (придумайте его сами), и … ждите.  Обязательно волшебник прилетит и подложит в шкатулку записку с ответом, скажите, что на это ему нужно время. Что он хоть и волшебник, но ребят много и вопросов тоже очень много. Если ответы волшебника писать на какой-то необычной бумаге и блестящими красками украсить текст, эффект превзойдет ваши ожидания. Такая игра не только будет интересной и познавательной, но еще и разовьет волю ребенка, мышление, речь  и память. А чуть позже , волшебник письмом сообщит вашему ребенку, что теперь он может сам добывать интересующую его информацию , что перед ним открыта целая кладовая знаний о мире.  А в письме табличка.  Вот пример как заполнить такую таблицу:

Что я хочу узнать? Как я смогу об этом узнать?
Откуда в дом приходит вода? 1. Найти книгу в библиотеке, магазине.2. Спросить у соседки, работающей на водоканале.

3. Поискать в Интернете.

4. Посмотреть фильм об этом у родственников и т.д.

Первое время вы будете  подсказывать разные варианты поиска ответов, а после ваш ребенок сам сможет  добывать интересующую его информацию.

Эта игра подойдет для детей с четырех с половиной лет (можно попробовать и раньше), и так же хороша с младшими школьниками.

Буду рада, если после прочтения этой статьи, хотя бы один родитель вдохновится этой идеей и внедрит познавательную игру  со своим ребенком.     Но если вы, в силу своей занятости или других причин не сможете уделить этой задаче должного внимания, а хотите воспитать в своем ребенке всесторонне развитую личность, приходите к нам в детский клуб «Мультик».

У нас на каждом занятии дети получают знания об окружающем мире: узнают о животных, континентах, космосе, профессиях людей и многом другом. Занятия строятся таким образом, что перед детьми ставится проблемная ситуация, которая побуждает задуматься и воспринять новые знания. Дошкольный возраст не только благоприятный период, но и благодарный.  Если в развитие ребенка вложить достаточно сил, он будет жадно познавать новую информацию, а значит отличаться высокой эрудицией.

Ирина Юрьевна Знатнова
Директор детского клуба «Мультик»,
детский психолог, педагог-дошкольник.

Мы продолжаем разговор о том, как же развивать речь ребенка. И сегодня подробнее остановимся на обучении пересказу.

Пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.  Обучая детей пересказу,  мы  развиваем умение связно и логично излагать свои мысли, рассказывать о событиях.  Методика обучения пересказу – это сложная система приемов, которую осваивают педагоги дошкольного образования в ВУЗах. Но есть и упрощенные варианты, которые может применить каждый родитель в домашних условиях.

Например,  малышей 2-4 лет можно научить пересказывать сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», короткие произведения Сутеева «Кораблик», «Три котенка», «Утенок и цыпленок» и др.  Ребят постарше произведения Осеевой «Синие листья», «Просто старушка», «Волшебное слово». Сказки Сутеева «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.

Как обучать пересказу малышей 2-4 лет на примере сказки Сутеева «Кораблик»

Мама читает ребенку сказку и показывает картинки в книжке. Затем читает сказку второй раз и не досказывает последнее слово во фразе , побуждая малыша ее  закончить . Здесь важно вызвать сильное желание у ребенка завершить предложение, для этого используем незавершенную интонацию, показ картинки  и выдерживаем паузу.  Примерно так.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и …(Жучок). Пришли на речку.
— Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул… (в воду)
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, … (Муравей и Жучок)
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было … (не захлебнулся)
Обиделись Цыпленок, Мышонок… (Муравей и Жучок)
Стали думать. Думали-думали и … (придумали)
Пошел Цыпленок и принес … (листочек)
Мышонок — … (ореховую скорлупку)
Муравей… (соломинку притащил)
А Жучок — …( веревочку)и т.д.

Если малыш затрудняется ответить, скажите за него. А после третьего, четвертого прочтения ребенок уже точно запомнит и сам захочет заполнить все паузы.

Как обучать пересказу детей 4-7 лет на примере сказки Сутеева «Яблоко»

Мама готовит ребенку опорные  схемы по сказке. Схемы отличаются от картинок тем, что животные и предметы там изображаются схематично. Например, заяц  как круг и 2 овала.

1 схема: заяц и яблоко, 2 схема: ворона и яблоко, 3: еж и яблоко, 4: заяц, ворона, еж и яблоко, 5: медведь и яблоко.

Сначала мама читает сказку и показывает картинки. Важно убедиться, что ребенок понял содержание. Можно задать вопросы: Что произошло в осеннюю пору? (бежал по лесу Заяц и увидел яблоко).  Как Заяц сорвал яблоко? (попросил ворону).  Как яблоко оказалось на Ежике? (когда ворона сорвала яблоко, оно упало на ежа, который свернувшись клубочком, спал под яблоней).  Что дальше произошло с яблоком? (на колючки ежику нацепилось, а еж вскочил и бросился бежать).  О чем спорили заяц, ворона и еж? ( каждый кричал, что это мое яблоко) Почему яблоко и зайца, и вороны, и ежика? Как медведь всех рассудил? (каждому дал кусочек).

Затем знакомит ребенка со схемами , читает сказку еще раз и одновременно выкладывает схемы по порядку.  Затем предлагает ребенку самому рассказать сказку, последовательно указывая на схемы. После этого мама переворачивает 2 и 4 схемы рисунком вниз. Дошкольник пересказывает сказку, вспоминая, что нарисовано на 2 и 4 схеме. Затем мама переворачивает 1, 3 и 5 схему, ребенок снова пересказывает, а мама помогает. И наконец, переворачиваются рисунком вниз все опорные схемы, и дошкольник самостоятельно пересказывает сказку.

Ирина Юрьевна Знатнова
Директор детского клуба «Мультик», педагог-дошкольник, детский психолог.

Вы, наверняка, наблюдали за совместной игрой детей. Скорей всего замечали, что какой-то ребенок пользуется особой популярностью в группе, с ним все остальные стремятся играть, ждут его прихода на детскую площадку и т.д.

А есть другие дети, которые остаются без внимания, сверстники избегают общения с ними, не включают их в свои игры. Профессиональным взглядом видны проблемы в общении детей.

Кто-то бьет других, кто-то сам оказывается битым; кто-то стоит в сторонке, не решаясь подойти к играющим, а кто-то отнимает игрушки и ведет себя навязчиво. Первые проявления этого можно уже наблюдать у детей 3 лет.

Как так получается, что в группе есть избранные дети, которым всегда рады?
Главный секрет популярности в умении общаться. Как же ребята учатся общаться?

Чаще всего методом «проб и ошибок». У кого-то получается, а кто-то не усваивает жизненных уроков даже в школьном возрасте.

А вам бы хотелось, чтобы природные задатки и способности вашего ребенка проявились?
А может, вы уже заглядываете в будущее и хотите, чтобы во взрослом возрасте ваш сын или дочь пользовалось уважением большого количества людей?

Тогда вам нужно научить ребенка общаться. А именно развивать следующие качества:

Необходимые качества Где это пригодится, чем поможет
Уверенность в себе Базовое качество, необходимое для успеха в жизни, в том числе для общения.
Интеллект и креативность Умный и творческий товарищ все время придумывает интересные игры и забавы для всех детей, завораживает рассказами и новыми историями.
Понимание своего настроения, принятие себя, умение справляться со своими негативными чувствами. Ребенок умеет справиться с собственной злостью, преодолеть чувство страха или грусти. Это поможет ему и в общении, и в жизни для эмоционального комфорта и благополучия.
Понимание настроения другого человека и умение учитывать это в общении с ним. Необходимо в общении, как с взрослыми, так и с детьми. Поможет научиться чувствовать людей, понимать в какой момент лучше подойти, в какой спросить что-то, а в какой лучше подождать и т.д.
Умение вести себя с агрессивными сверстниками. Пригодится в ситуациях с агрессивными детьми для собственной конструктивной самозащиты.
Умение вести себя в конфликтных ситуациях с целью их разрешения. При возникновения конфликта ребенок сможет найти конструктивный выход из него.
Эмпатия, сопереживание другому, желание помочь. Доброта и у детей в цене.
Позитивность, жизнерадостность и расслабленность С таким человеком всегда приятно находиться рядом и детям и взрослым.

Как всему этому научить ребенка?

Сегодня много литературы и развивающих игр на данную тематику. Вы можете взять на себя эту задачу, а можете доверить обучение общению своего ребенка профессионалам.

В детском клубе «Мультик» с этой целью разработана программа «Психология общения». Ребята, которые приходят в наш клуб наряду с предметами: чтение, логика, развитие речи, математика и др. постепенно учатся всему перечисленному в таблице. Именно в дошкольном возрасте важно приобрести ценный опыт общения.

Приглашаем детей от 1 до 7 лет в наш клуб «Мультик». Записаться можно по телефону: 272-66-36.

Ирина Знатнова
директор детского клуба «Мультик», детский психолог.

По просьбам наших читателей мы открываем новую рубрику, где можно задавать вопросы о воспитании, развитии и обучении своих детей.

Вопросы присылайте на электронный ящик:
nashi_deti_samara@mail.ru

Рубрику ведет: Ирина Юрьевна Знатнова — мама троих дедей, детский психолог, педагог дошкольного образования, директор детского клуба «Мультик»

Ирина Знатнова

Марина, мама 4-х летнего Артема:

«Ирина, мой сын без ошибок знает весь алфавит, по порядку называет буквы от «А» до «Я» подскажите, как теперь научить его читать. Я ставлю две буквы рядом, а он никак не поймет, как прочитать слово. Называет одну букву и другую, а слова не получается. За мной повторяет, сам не может. Заранее спасибо.»

╚► Марина, обратите внимание на то, как Артемка называет буквы алфавита.
Для чтения важно знать звуки, а не буквы.
Например, «Л», а не «ЭЛ» и не «ЛЭ». Если он называет буквы, а не звуки, то слово «ЛАМПА», он прочитает так: «ЭЛАЭМПЭА» или так: «ЛЭАМЭПЭА».
Звук произносится без призвука, кратко. Если он правильно называет звуки алфавита, то осталось вам научить его сливать их друг с другом. Для этого предложить пропеть, т.е. протянуть звук подольше, а за ним следующий пропеть и следующий. Можно взять указку, и, вместе с движением указки, переходить  от звука к звуку. Здесь важно плавно перейти к прочтению следующего звука, без пауз.
Например, ССССОООООМММММ «СОМ». Помните, что все упражнения необходимо превратить в игру!

Наталья, мама 2-х летней Сонечки:

«Дочка постоянно капризничает, на мне виснет,  весь день канючит, все ей не так, не эдак. Вчера просто лежала на полу и подвывала. По виду здорова, не пойму, что с ней? Как вести себя в таких ситуациях?»

╚►Наталья, чаще всего,  дети капризничают из-за неправильной организации режима дня. У ребенка должен быть дневной сон, прогулка, достаточно разнообразных игр и занятий в течение дня. И лучше всего, когда все режимные моменты организованы в одно время. Попробуйте пересмотреть режим дня Сонечки и насытить его разными видами деятельности. А еще важно начинать учить дочку самостоятельно играть, занимать себя чем-то интересным. Просто предлагайте ей какую-то игру и постепенно отходите.

Светлана, мама 7-ми летнего Вани и 4-х летней Даши:

«Здравствуйте, Ирина. Мой старший сын ходит в 1 класс и уже получает задания, которые нужно делать на компьютере. Сын тянется к компьютеру, к разным играм. Младшая тоже, глядя на брата, бежит за компьютерный стол.  Не вредно ли это? Я слышала о компьютерной зависимости у детей, расскажите об этом. С какого возраста можно разрешать детям обращаться с компьютером?»

╚►Здравствуйте, Светлана. Я как мать понимаю ваши опасения. Да, действительно, компьютер сегодня вошел во все сферы деятельности человека и стал неотъемлемой частью жизни. Соответственно и детей к нему приобщать и можно, и нужно уже с дошкольного возраста. Но нельзя отпускать процесс знакомства ребенка с компьютером на самотек. Это должно проходить под грамотным руководством взрослого, желательно профессионала, поскольку в противном случае это может пагубно сказаться на физическом и психическом здоровье детей. Профессионал обучит ребенка работе с компьютером, поможет избежать компьютерной зависимости, так как организует процесс  дозировано, грамотно, предложит игры, способствующие развитию детей, а не воспитанию у них агрессии и невротизации.
Уже несколько лет в Самаре существует детский центр «Генезис», где, начиная с пятилетнего возраста, детей вводят в мир компьютерных технологий, постепенно обучая всему необходимому. Основная программа обучения рассчитана как раз на детей младшего школьного возраста.
По Вашему вопросу я рекомендую обратиться за профессиональной консультацией и помощью в центр «Генезис» (e-mail: genesis-samara@mail.ru).

Анастасия,  мама 5-ти летней Алины и 2-х месячной Анютки:

«Ирина, когда у нас родилась Анютка, старшая дочка очень изменилась, стала обижаться, часто плачет. Я очень  волнуюсь за нее. Может, ревнует сестренку ко мне? Подскажите, как помочь дочке.»

╚► Уверена, Анастасия, что вы правильно считаете, что поведение Алины связано с ревностью к сестренке. И это нормально.
Каждый ребенок в такой ситуации переживает подобное, здесь важно помочь дочери справиться с ревностью. Ведь старший ребенок с появлением нового члена семьи, чувствует себя ненужным, обделенным родительской любовью, боится, что родители забудут про него и будут заниматься только с младшим.
Здесь важно следующее.
Первое: посвящайте хотя бы 30 минут в день Алине, пусть это время будет посвящено только ей.  Вы можете просто в обнимку сидеть с ней на диване, о чем-то разговаривать, гулять или во что-то играть, это неважно, главное, чтобы вас ничего не отвлекало.
В течение дня обнимайте, целуйте старшую дочку, чтобы она чувствовала себя любимой.
Пусть поучаствует папа.
И второе — привлекайте Алину к ежедневной заботе об Анютке: попросите принести пеленку, помочь с купанием и т.д., тогда дочь снова будет чувствовать себя нужной.

«Каждый родитель искренне любит своего ребенка и считает его самым лучшим: умным, талантливым, всесторонне развитым. А кто же такой всесторонне развитой ребенок на самом деле?

Давайте попробуем в этом  объективно разобраться…»

Миф: Развитой ребенок—это ребенок, рано научившийся читать!

На самом деле: Ребенок, рано умеющий читать не всегда является гармонично развитым, он может быть с невысоким интеллектом и даже отставать в развитии от «не читающих» сверстников по другим критериям.

Существуют измеримые возрастные нормы развития, т.е. конкретные знания, умения и навыки, которыми должен владеть ребенок определенного возраста.

 

Миф: Развитой ребенок—это ребенок, который уже «с пеленок» много знает об окружающем!

На самом деле: Ребенок, хорошо пересказывающий сведения об окружающем — это лишь осведомленный дошкольник. При этом он может иметь низкий уровень невербального интеллекта. По мнению ученого П.Ф. Каптерева знания и ум — разные вещи: «Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а владея знаниями, не всегда приобретешь ум».

 

Миф: Развитой ребенок—это ребенок, умеющий собрать пазлы из большого количества деталей или в совершенстве владеющий еще какой-нибудь интеллектуальной игрой!

На самом деле: В понятие интеллекта в зависимости от возраста, входит много параметров. Бывает так, что один параметр у ребенка развит хорошо, а остальные «западают». В этом случае ребенок не будет считаться высоко развитым, а просто хорошо освоившем конкретную игру.

 

Миф: Развитой ребенок—это ребенок, который «за словом в карман не лезет», использует умные «взрослые» выражения.

На самом деле: Ребенок может механически повторять услышанное от взрослых или с экрана телевизора. Зачастую это не связано с общим интеллектом, а только характеризует хорошую память ребенка.

Развитой ребенок – это ребенок, достигший высокого уровня развития общего интеллекта.

Детский развивающий клуб МУЛЬТИК, детские развивающие клубы Самары Кировский Промышленный район, развивающие занятия для детей от 1 до 7 лет, детский центр в Самаре, раннее развитие детей, подготовка детей к школе, обучение чтения в Самаре